Подписывайтесь:

Ярославль

«Не надо зубрить все исторические даты»: топ советов от учителя, как сделать из ребенка отличника

Опубликовано

от

Подпишись на канал «Город» в Телеграм


Каждый со школы помнит, как много ему задавали домашних заданий. Казалось, что учителя одних предметов забывают, что у учеников есть ещё с десяток других. Заставляют учить даты, формулы, решать задачи. В чём тут проблема? Мы пообщались с молодым учителем истории, права и обществознания из Ярославля — Александром Никифоровым. Он работает в школе три года и успел понять, почему наша система образования неидеальна. А также дал советы родителям, как помочь своему ребёнку стать отличником.

Дети не способны всё это выучить

— Когда видишь малышей, которые тащат на себе гигантские портфели, становится их жалко. С другой стороны, что поделать — информации сейчас больше, надо больше знать… Но возможно ли это? Какие проблемы в образовании сейчас — самые главные?

— Я бы обозначил несколько пунктов. Например то, что рабочие программы содержат в себе очень большое количество информации, которую должен запомнить ученик в течение года. Но дети не способны всё это выучить. И это одна из причин низкой успеваемости. Это не только история, такая ситуация касается большинства предметов. Мы же, учителя, пытаемся минимизировать процент того, что будет не понято и забыто. Мой коллега об этом сказал так: голова ученика — как трёхлитровая банка, куда нужно залить четыре литра.

Ещё одна проблема существует в том, что профессия учителя потеряла свой престиж. В советское время слово «учитель» даже звучало гордо. Сейчас образ учителя в глазах общества сформировался неправильный: это тот, кто мало получает и много работает. Это не тот образ, который мотивирует людей идти работать в образование.

Хотя можно с разных сторон посмотреть: учитель — это человек, который объясняет, как устроен мир.

Проблема есть также в том, что наше образование поставлено на поток. Набираются очень большие классы. Когда в классе 35 абсолютно разных человек, невозможно ко всем подстроиться за 45 минут. В больших классах всегда виден разрыв: часть класса справится с заданием за 15 минут, другая — за полчаса. А учитель должен со всеми одинаково работать. Получается, уравниловка. Всё для всех одинаково. Тем, кто справляется быстро, становится скучно. Те, кто не справляется, скорее махнут рукой, мол, всё равно и не получится.

Проблема также в том, что в 10–11 классы приходят дети, которые не хотят учиться. Не все мотивированы учиться в старшей школе. Такие ученики приходят отсиживаться. Я каждый год наблюдаю, как из 10-го и даже 11-го классов уходит человек по 10. Получается, они и профессию не получают, и время теряют.

— Как решать эту проблему?

— Например, делать отборы на классы. Либо ограничивать количество детей в классах. К сожалению, сейчас такая политика, что школа получает финансирование по количеству учащихся. Цель каждой школы теперь — переманить к себе большее количество детей, заполнить классы до предела. Неважно, с какой успеваемостью.

Зачем нам Ситская битва

— Какие методы на уроках применяешь ты?

— Есть десятки книжек с методиками, которые можно штудировать, но в конечном итоге учитель формирует собственные только на практике. Приходится думать, как замотивировать каждого. У каждого ребёнка свои стимулы для учёбы: боязнь родителей, желание быть лучшим в классе, просто получать похвальбу за успеваемость.

Я стараюсь использовать в уроках соревновательный момент. Возможно, это связано с возрастом, но это работает и мотивирует — быть лучше кого-то, достигнуть чего-то. Я стараюсь сделать так, чтобы для них история стала личным достижением. Даю больше пространства для самоорганизации. В одном из методов класс разбивается на несколько групп по четыре-пять человек и работают с текстом учебника. Каждая группа придумывает вопросы и ответы к тексту параграфа для другой группы, потом проверяет, как выполнено их задание. Получается, ребята три раза поработают с текстом: прочитывают, осознают, ищут вопросы и ответы.

Второй мой метод направлен на взаимодействие между очень успевающими учениками и теми, кто осваивает медленнее. Как завлечь их всех? В одном из классов наиболее преуспевающие ученики берут под своё «шефство» несколько своих одноклассников. Первые готовятся к уроку заранее, прочитывают параграф и рассказывают о нём своим одноклассникам. А потом задают им вопросы и проверяют их знания. Вторым зачастую приятнее отвечать своим сверстникам, чем мне. Так они чувствуют себя увереннее и комфортнее. Выигрывают все: и те, кто выступают в роли учителей, они даже ставят оценки одноклассникам, и те, кто учится у своих же. Я контролирую эту деятельность прямо на уроке и ставлю оценки всем.

— Зачем учить, в каком году была Ситская битва, если это можно посмотреть в интернете? Надо ли так досконально учить даты? Если да, то зачем?

— Идея в том, что даты очень подробно со всеми числами запомнить невозможно. Я тоже забываю, я же не Вассерман и не энциклопедия. Редкие учителя мучают учеников на предмет того, чтобы они запоминали 100% дат. Мы учим даты периодами. Это нужно для того, чтобы у ученика сформировалась картина мира, чтобы человек мог представить, на каком расстоянии друг от друга произошли эти события. Это как деления на линейке, даты нужны для того, чтобы привязывать к ним обстановку, контекст эпохи. Моя задача сделать так, чтобы у ученика сформировалось представление об эпохе: каким было аграрное или постиндустриальное общество. А когда, например, был построен его район, в честь каких героев названы его улицы? Вокруг дат нанизывается восприятие истории.

— С детьми какого возраста легче работать?

— Есть общее представление о том, что легче работать с пятыми и шестыми классами. В силу того, что у ребят ещё не наступило половое созревание, у них ещё есть интерес к учёбе, они могут высидеть на уроке. Пяти-, шестиклассники — осмысленные и серьёзные. Очень сложным периодом считается с 7-го по 9-й классы, когда, как говорят, гормоны бушуют. Один и тот же человек, который был прилежным учеником в пятом классе, может вести себя странно. Затем в старшей школе ребёнок будто снова концентрируется.

Лично мне интереснее работать с более взрослыми людьми, обсуждать с ними более сложные темы. Когда ученики могут делать для себя важные открытия о том, как устроено общество. — Почему самым популярным предметом остается обществознание?

— Одно из распространённых мнений: потому что там самые понятные вопросы. Ты можешь частично ответить интуитивно, опираясь на собственный опыт. В химии, например, так не получится.

Более правильной точкой зрения мне кажется та, что ЕГЭ по обществознанию встречается чаще на вступительных экзаменах. Этот предмет нужен даже для поступления в художественную школу или на дизайн, на юридические специальности и историю. А та же химия требуется для узкого вида специальностей.

Рассеянное внимание

— Нужно ли ограничить пользование телефоном на уроке?

— Оно и так ограничено — это правило всех школ. Я не знаю тех школ, где это было бы разрешено официально. Бывают случаи творческого подхода у педагога, когда он разрешает что-то найти в интернете. В таком случае он полезен, во все остальных — нет.

Крайне редко бывает, чтобы при мне кто-то пользовался телефоном дольше, чем просто время посмотреть.

Сам запрет связан с тем, что телефон рассеивает внимание. Проблема современных школьников в том, что они не могут сосредоточить своё внимание на каком-то предмете дольше минуты. Концентрация внимания упала страшно. У взрослых людей эта проблема так остро не стоит, потому что они могут пользоваться телефоном легитимно. Взрослый сам распоряжается своим временем. Ребёнку нужно прилагать усилия, чтобы что-то понять, что-то запомнить. Все эти старания исчезают в один миг, когда ребёнок заходит во «ВКонтакте» во время урока. Самые запущенные случаи я видел, когда есть задача прочитать 1,5 страницы текста ученику, у которого, например, выходит двойка. Он начинает читать, и я вижу, как он мучается: прочитал один абзац — посмотрел, чем занимается одноклассник. Повертел учебник. Прочитал ещё один абзац. Таким образом он не сможет собрать эти 1,5 страницы, понять смысл, ответить на вопросы к тексту.

— Может быть, пора менять форму обучения? Вводить электронику, а не только учебники?

— Главное, не уходить от того, чтобы читать тексты. И это не моя снобистская позиция. Вы упускаете такой момент, что когда мы в ВК или инстаграме обновляем ленты, у нас нет никаких задач, нам не нужно напрягаться. Для изучения текста — нужно. Естественно, сейчас многие задумываются о влиянии гаджетов. Я сам стараюсь подбирать дополнительные картинки к параграфам, находить видео, чтобы ученикам было интереснее воспринимать информацию.

Тайная жизнь школьных учителей

— В Омске был скандал, когда учительницу уволили за фото в купальнике. Какую часть своей личной жизни учитель не должен демонстрировать в соцсетях?

— Мне кажется, что специфика работы в любых государственных учреждениях требует доли официоза. Нужно «соблюдать лицо». Например, полицейский во внеслужебное время может разгуливать даже с голым торсом, но всё равно есть определённые рамки, которые нужно соблюдать. Однако позиция у всех разная по этому поводу. Я разделяю свою личную жизнь и рабочую. У меня две разные страницы в соцсетях, одна из которых полностью скрыта. Свою жизнь я демонстрировать не хочу. Но и позиции других учителей, кто показывает фотографии и то, как он живёт, не осуждаю. Более того, речь же больше идёт о молодых учителях, а их доля настолько мала, что сложно назвать это распространённой проблемой.

— Должна ли школа заниматься воспитанием?

— Школа сама по себе включает в себя воспитательный компонент. Школьная система, дисциплина — это и есть воспитание. В большинстве школ внедрена деловая форма одежды, что также приучает к организованности. Но каким ещё воспитанием должна заниматься школа? Ребёнок приходит в систему и должен соблюдать её правила. Задача родителей — вложить в них понятия об адекватном поведении в обществе. Ребёнок должен прийти подготовленным к школьной системе.

— Ты являешься ещё и классным руководителем. Можешь дать совет родителям школьников? Насколько им стоит переживать о своём ребёнке, вмешиваться в его жизнь?

— Для меня было открытием, что дети на самом деле слишком много времени предоставлены сами себе, живут без контроля родителей. Часто бывает такое, что родители не перепроверяют то, что им рассказывает о своих успехах ребёнок. Всё заканчивается диалогом: «У тебя всё хорошо, уроки сделал? Да, у меня всё хорошо». А на самом деле — нет. Может выходить двойка в четверти. И ребёнка никто не контролирует. Бывает и такое: «Я купил ребёнку одежду, накормил его — на этом моя миссия выполнена». И это встречается чаще, чем вы себе представляли. Нередко родители ссылаются на усталость и большую занятость на работе. И я верю, что у них может не оставаться сил, чтобы всё перепроверить. Это большой труд.

Самый главный совет тут — контролировать. Не лениться брать на себя эту обязанность, участвовать в жизни ребёнка больше, чем только финансово. Не всегда даже нужно проходить заново физику и химию, достаточно больше разговаривать с ребёнком, проверять, что именно он сделал, посидеть рядом с ним. Не ругать бесконечно за двойки — в этом нет смысла. Ребёнок может просто не догадаться, что нужно что-то сделать, чтобы исправиться. А он получает наказание от родителей и всё. Роль родителей не в том, чтобы наказывать, а в том, чтобы спросить: «В чём проблема? Давай разбираться». В ситуации, когда ему в школе ставят два, дома родители кричат, ребёнок чувствует себя просто несчастным. Также приучайте ребёнка к систематическим занятиям, чтобы он знал, что, например, час в день он точно уделит урокам. У меня есть один из учеников, про которого нельзя сказать, что он гений, но у него есть систематическое мышление, благодаря которому он учится на отлично. Каждый день он идёт после школы на спортивную тренировку, а после неё делает уроки. И он точно знает, что свободное время у него будет только после того, как он закончит уроки. Такой систематический подход позволяет ему лучше работать с собственной памятью. Ученик знает, сколько времени ему потребуется, чтобы запомнить параграф и сделать уроки. В итоге за полгода, как ребёнка приучили к систематическому мышлению, он уже и с домашним заданием справляется не за четыре часа, а за час.

Фото Александры Савельевой, Ольги Прохоровой и текст предоставлены ООО «Сеть городских порталов»

Яндекс.Новости

Ярославцы могут сдать оружие за вознаграждение

Published

on

На территории Ярославской области реализуется мероприятие под названием «Поощрена добровольная сдача населением незаконно хранящегося оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ», основной целью которого является добровольная сдача гражданами незаконно хранящихся предметов вооружения на возмездной основе.

Постановлением Губернатора области от 14.03.2000 № 171 «О проведении профилактических мероприятий» утвержден Порядок выплаты гражданам денежного вознаграждения за добровольную сдачу незаконно хранящихся предметов вооружения.

Незарегистрированное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества гражданам необходимо сдавать в территориальный орган внутренних дел. Во всех случаях добровольной сдачи огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, сдающий в соответствии с законодательством освобождается от уголовной ответственности за их незаконное хранение.

УМВД России по Ярославской области настоятельно рекомендует гражданам не хранить дома незарегистрованное оружие и боеприпасы к нему, поскольку это может привести к трагическим последствиям.

Также обращаем внимание – если вы нашли гранату, снаряд, либо предметы, похожие на них, необходимо незамедлительно сообщить о находке сотрудникам полиции по телефону 02. Это также будет считаться добровольной сдачей предметов вооружения.

Полиция предупреждает: добровольная сдача хранящегося, а также найденного оружия и предметов вооружения позволит не только избежать уголовной ответственности за незаконное хранение оружия и боеприпасов, но и получить вознаграждение за сданный арсенал.

Читать далее...

Яндекс.Новости

В Ярославском градостроительном колледже проведена тренировка по пожарной эвакуации

Published

on

В рамках проведения месячника по пожарной безопасности, проводимого на территории города Ярославля, спасатели МКУ «Центр гражданской защиты» города Ярославля сегодня , 18 апреля, приняли участие в проведении практической тренировки по эвакуации в общежитии Ярославского градостроительного колледжа улице Некрасова. В тренировке также принял участие пожарный расчет специализированной пожарно-спасательной части.

Задачей тренировки была отработка действий педагогического состава колледжа при возникновении пожара и совершенствование навыков взаимодействия с пожарными и спасательными подразделениями. Согласно легенде тренировки возгорание произошло в одной из комнат, расположенной на третьем этаже здания.

Более ста учащихся через аварийные выходы покинули здание общежития и перешли в специально отведенное место сбора. Педагоги проверили по спискам количество учащихся. По легенде тренировки, из-за сильного задымления несколько человек не смогли самостоятельно покинуть здание учебного корпуса.

Прибывшие на место пожарные приступили к действиям по тушению условного пожара. Поисково-спасательное подразделение Центра гражданской защиты провело разведку. Руководствуясь травмами, которые получили «пострадавшие» (отравление угарным газом и травмы головы и ноги), спасатели вывели из зоны задымления одного человека, а второго эвакуировали на специальных носилках.

Пострадавших транспортировали к пункту сбора, где им оказывали первую помощь члены санитарной дружины колледжа из числа студентов. Они осмотрели пострадавших, усадили отдышаться отравившихся продуктами горения, грамотно провели все необходимые действия.

Подобные тренировки позволяют выработать навыки четкого взаимодействия между коллективом учебного заведения и спасательными службами в случае возникновения очага возгорания или других нештатных ситуаций.

Читать далее...

Яндекс.Новости

На Республиканской ограничат остановку и стоянку авто

Published

on

В целях увеличения пропускной способности улицы Республиканской на период проведения ремонта дорожного покрытия Юбилейного моста, с 22.04.2024 до окончания работ вводится временное ограничение остановки и стоянки транспортных средств по четной стороне  улицы Республиканской от улицы Советской до проспекта Октября.

– Просим Вас быть предельно внимательными на указанном участке улично-дорожной сети города Ярославля и соблюдать требования Правил дорожного движения РФ», – сообщили власти.

Читать далее...

Яндекс.Новости

Международный форум «Евразийский образовательный диалог» проходит 18-19 апреля в Ярославле

Published

on

Председатель муниципалитета Сергей Калинин посетил открытие и пленарное заседание Международного форума «Евразийский образовательный диалог». Форум проходит 18-19 апреля в Ярославле, участниками мероприятия являются руководители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, эксперты в области образовательной политики, руководящие и педагогические работники образовательных организаций, сотрудники методических служб и специалисты в области повышения квалификации.

Форум проводится двенадцатый год. Центральная тема форума в 2024 году – эффективные модели и практики воспитательной и просветительской деятельности. Приветственное слово к открытию форума предоставил губернатор Ярославской области Михаил Евраев, Ректор МГПУ, первый заместитель Министра просвещения РФ.

В ходе пленарного заседания присутствующие заслушали тематические доклады от президента Российской академии образования, академика РАО, профессора Васильевой О.Ю., митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, Евгения, заместителя генерального директора Российского общества «Знание» Будного Г.В., ректора ЯГПУ Гуздев М.В. и других докладчиков.

Читать далее...

Яндекс.Новости

В Ярославле ожидается сильный ветер

Published

on

19 апреля с 15:00 ожидаются сильные порывы ветра, которые будут достигать штормовых значений — 15-20 м/с, местами до 25 м/с. Кроме того, по данным Ярославского гидрометцентра возможен сильный дождь и гроза.

Есть вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и происшествий, связанных с повреждением ЛЭП и линий связи, нарушением в работе коммунальных систем, транспорта, обрушением широкопролетных и аварийных крыш зданий, широкоформатных рекламных конструкций.

– В связи с увеличением рисков травматизма просим ярославцев воздержаться от пребывания на улице в непогоду. Если это невозможно, то следует быть внимательным: не укрываться от ветра под деревьями и не парковать вблизи них автомобили, – сообщили власти.

Читать далее...

Город

Яндекс.Метрика

© 2017-2024, Сетевое издание «ГРАДНЬЮЗ»,16+ зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 августа 2018 года. Учредитель: Шилов Никита Сергеевич. Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77-73375. Главный редактор Шилов Никита Сергеевич, [email protected] Телефон редакции: +7-351-223-15-35