Государственные праздники — это не только выходные и официальные церемонии, но и важная часть медиаповестки. Однако, как показывает исследование ученых Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (проведенного при поддержке Российского научного фонда), блогеры освещают их крайне выборочно. Почему Новый год собирает в 3 раза больше публикаций, чем День Победы? Зачем инфлюенсеры избегают патриотические темы? Исследование, касающееся популярных российских блогеров, выявило интересную тенденцию: подавляющее большинство лидеров мнений игнорирует патриотические праздники, отдавая предпочтение праздникам, которые приносят больший отклик аудитории и финансовую выгоду. Как же получилось, что День Победы и 23 февраля оказались далеко позади Нового года и Международного женского дня?
О чём исследование?
В рамках исследования были проанализированы посты из 40 аккаунтов блогеров, опубликованные ими в 2024 году в период государственных праздников, имеющих особое значение для Российской Федерации: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, Праздник Весны и Труда, День Победы, День России и День народного единства. Основное внимание уделялось следующим критериям:
- наличие или отсутствие постов у блогеров, приуроченных к указанным датам;
- тематика и содержание постов (например, упоминание государственных символов, патриотические мотивы, личные истории);
- форматы публикаций (текст, изображения, видео);
- реакция аудитории (лайки, комментарии, репосты, просмотры).
Исследование проводилось на основе данных рейтинга блогеров, представленных на платформе «Медиалогия». Они сформированы по уровню SM Influence, который обозначает индекс влиятельности социального медиа, разработанный Медиалогией (варьируется от 0 до 1000 пунктов). Этот показатель учитывает суммарную вовлеченность аккаунта социальной сети, а также количество постов за месяц. На основе указанных рейтингов за 2024 год для анализа были отобраны топ-10 персонифицированных блогеров на четырех популярных платформах: VK, Telegram, YouTube и Instagram (входит в корпорацию Meta, которая признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации). Общий объем проанализированных постов составил 80 публикаций.
Где говорят, а где молчат? Исследование показывает, что основное внимание государственным праздникам уделяется на отечественных цифровых площадках:
- Telegram — 32 поста;
- VK — 30 постов;
- Instagram (входит в корпорацию Meta, которая признана экстремистской организацией на территории РФ) — 15 постов;
- YouTube — 3 ролика, платформа практически игнорируется блогерами для освещения рассматриваемых дат;
Медиастратегии рассмотренных блогеров зависят от платформы: в VK акцент делается на патриотизме, семейных ценностях и на эмоциональное вовлечение, в Telegram доминируют поляризация и конфликтогенность с элементами экспертизации, а в Instagram (входит в корпорацию Meta, которая признана экстремистской организацией на территории РФ) и YouTube преобладают единый визуально-текстовый образ и эмоциональная подача материала для создания эффекта личного общения.
Что показывают цифры?
Блогеры не хотят вовлекаться в освещение значимых государственных праздников:
- Новый год — абсолютный лидер (30% всех постов);
- 23 Февраля — лишь 8 формальных поздравлений;
- 8 Марта — 18 постов с тёплыми историями;
- Праздник Весны и Труда отражен всего в 1 публикации.
- День Победы — всего 13 упоминаний, возможно, это связано с попытками блогеров уклониться от патриотической повестки, что превалирует над высокой эмоциональной вовлеченностью аудитории и исторической значимостью праздника.
Почему сложилась такая тенденция?
Основная причина заключается в восприятии аудитории: патриотические темы многие считают политически спорными, и блогерам они кажутся невыгодными. К тому же, мотивация блогеров часто связана с коммерческой составляющей – праздники вроде Нового года или 8 марта привлекают миллионы пользователей, готовых комментировать и делиться постами, тогда как патриотические даты вызывают меньший отклик.
Поэтому блогеры выбирают темы, обеспечивающие максимальные просмотры и вовлечённость, — от фото еды и рассказов о путешествиях до забавных историй. Государство, в свою очередь, рассчитывает на активную поддержку своих мероприятий, но блогеры ориентируются на рыночные законы спроса и предложения.
На сегодняшний день возникает закономерный вопрос: кто вообще должен отвечать за популяризацию патриотических ценностей? Обязаны ли блогеры встраиваться в государственное воспитание молодёжи или это задача исключительно образовательных учреждений и официальных структур?
Предстоящее празднование 80-летия Победы даст новые данные для продолжающегося исследования, а также продемонстрирует вовлеченность блогеров в актуальную государственную повестку.