В Ярославской области ситуацию с разводами, как и в целом по стране, нельзя назвать радужной. По-прежнему наблюдается высокий уровень разводов: по данным Росстата в 2019 году в России было зарегистрировано 950167 браков и 620730 разводов, сообщил «Градньюз» старший научный сотрудник Центр исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе институт социологии Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва) Сергей Таланов. В Ярославской области на тысячу жителей приходится 4,3 развода, в стране – 4,2. Так, в регионе за 2019 год было зарегистрировано 8037 браков и 5400 разводов.
Если рассматривать причины сохранения браков, то тут ситуация намного хуже, чем с разводами, предупреждает Сергей Таланов: браки не распадаются не потому, что есть любовь и эмоциональная близость между супругами, а потому, что присутствует материальная зависимость. У нее (у него) квартира, машина, высокая должность, возможность влиять на карьеру и др. Разводу препятствует также многовековой стереотип, что неполная семья – это не только постыдное явление (влекущее за собой осуждение со стороны родных и знакомых), но и преграда к достижению определенных целей в жизни (например, занятию публичной должности).
Статистика подтверждает непрочность браков стабильным ростом разводов: если в 2013 году развелись 54% заключивших брак, то в 2017 году этот показатель составлял 58% от вступивших в брак.
– Современные практики преподавания дисциплин, направленных на подготовку к семейной жизни, в вузе способствуют развитию готовности юношей и девушек к браку, так как при изучении предусмотрено моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение задач, – рассказывает Сергей Таланов.
Отметим, что вчера, 24 марта, в Госдуме заявили о включении курса по семьеведению в новые учебники по обществознанию. Курс “Семьеведение” или “Семейное счастье” еще четыре года назад предлагала ввести для школьников уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова. Многие проблемы, по мнению экспертов, возникают именно из-за того, что молодые люди, вступая в брак, плохо себе представляют, как строить семью и как налаживать контакт со своим партнером.
В рамках исследования, проведенного группой ученых из ЯГПУ (Давыдов А. В., Доссэ Т.Г., Куликов А.Ю. и др.) в 2018 году, было установлено, что у студентов, состоящих в браке и освоивших «семейный» курс, рассогласование ожиданий и притязаний ниже, чем у студентов, состоящих в браке и не освоивших данный курс. Кроме того, было выявлено, что у студентов, не изучавших дисциплины, готовящих к браку и семейной жизни, фрагментарные представления о семье, низкая установка и ориентация на деторождение и обзаведение максимальным числом детей в семье.
– Большинство студентов психологически и технологически не готовы к выполнению социальных функций супругов. Необходимо вести не только психологическую подготовку к браку, но и образовательно-операциональную, – уверен социолог.
Для укрепления института семьи и брака необходимо преподавать в вузах студентам всех направлений и специальностей дисциплину «Основы семейной психологии», а преподавателям вузов систематически и целенаправленно проходить повышение квалификации по основам семейной психологии, считает Сергей Таланов. Довольно полезной практикой является и проведение открытых лекций, мастер-классов и иных мероприятий от ведущих психологов и специалистов в сфере семьи и брака.