Транспортная реформа в Ярославской области обернулась коррупционным скандалом на федеральном уровне. По подозрению в получении взятки в особо крупном размере задержали руководителя регионального Департамента транспорта Татьяну Черемных, главу «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева и его зама Олега Ивановского.
Вместе с чиновниками был задержан гендиректор крупнейшего концессионера по общественному транспорту России «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Московского топ-менеджера подозревают в передаче взяток ярославским чиновникам за покровительство в решении вопросов по госконтрактам.
По версии следствия, Советников передал Черемных и ее подельникам 1,6 млн рублей. Как сообщает РБК, деньги передавались довольно неординарным способом — путем фиктивного трудоустройства сотрудников в ООО «Группа Мовиста». Однако деньги с зарплатных карт фактически снимали ярославские чиновники. Топ-менеджер свою вину в деле о коррупции не признал.
Компания «Мовиста» стала активно заходить в российские регионы с 2020 года. Она выступала в роли концессионера по общественному транспорту. Директором всех дочерних предприятий группы был Александр Советников. Компания начала готовить проекты в Нижнем Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Ярославле, Курске, Волгограде, Твери и Липецке.
Однако в ряде регионов с приход «Мовисты» тоже обернулся скандалами. Например, Контрольно-счетная палата Красноярска раскритиковала проект соглашения властей с «Мовистой», а концессия в Южно-Сахалинске так и не была подписана местными чиновниками.
Несмотря на некоторые неудачи компания заключила многомиллиардные договоры концессии на обновление трамвайной сети и подвижного состава с властями Липецкой области, Пермского края, Курской области и Ярославской области. При этом агентство ABIREG.RU сообщает, что после коррупционного скандала в Ярославле в некоторых регионах договоры концессии будут проверены правоохранительными органами.
Стоит отметить, что «Мовиста» через подконтрольные компании-перевозчики может косвенно участвовать в транспортной реформе, которая сейчас проходит в Ярославле. В частности, СМИ связывают компанию «Автолайн» с бенефициарами компании «Мовиста Регионы». Именно «Автолайн» и часть других перевозчиков работали в Ярославле после неудавшейся первой транспортной реформы.
Кроме того, активным участником новой транспортной реформы стала компания «Транспорт Ярославии». Она забрала на обслуживание 46 автобусных маршрутов на 28 млрд рублей. Считается, что одним из ее владельцев является ООО «Контроль-сервис», за которой стоит «Группа Мовиста».
В отличие от Ярославской области в соседней Костроме решили не связываться с сомнительными концессионерами из «Мовисты» и готовятся к транспортной реформе более вдумчиво. Власти уже заключили договоры с перевозчиками, заранее договорились о поставке автобусов, выбрали оператора, который будет обслуживать перевозки и создали государственное учреждение, которое будет выступать заказчиком перевозок.
Кроме того, в Костроме стали заранее обучать персонал и заниматься вопросом льготного проезда. Сейчас регион готов к внедрению транспортной реформы на 90%. В отличие от Ярославля властям региона удалось сохранить государственное предприятие ПАТП-3, которое станет одним из перевозчиков по новой модели. Оказывается, реформировать общественный транспорт можно и без скандалов и неоднозначных нововведений.