В Ярославле в Брагино автомобиль ВАЗ-2114 под управлением пьяного мужчины 19 мая вылетел на остановку «Поликлиника № 5» на Тутаевском шоссе… К счастью, обошлось без пострадавших. И это редкое везенье!
Согласно данным ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), в мире из-за злоупотребления алкоголем ежегодно умирает 3,3 миллиона человек, в России – около полумиллиона граждан. Проблем, связанных с алкоголизмом, много, но особую тревогу в последнее время вызывает рост погибших в ДТП по вине пьяных водителей.
По данным Госавтоинспекции МВД РФ, в 2018 году в России по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от медицинского освидетельствования, произошло 18 тыс. 655 ДТП (11,1% от общего числа аварий), рассказал «Градньюз» Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектор социологии девиантного поведения Центр исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе Институт социологии Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (г. Москва) Сергей Таланов. В них погибли 4 тыс. 422 человека, ранены 20 тыс. 629 человек.
– Как ответная реакция – ужесточение ответственности. Уже 17 июня 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ, ужесточающие наказание для нетрезвых водителей за дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приведшие к гибели людей, – напоминает эксперт.
А уже в 2020 году, по данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, за «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения» (ст.264 ч. 1, 264 ч. 2) в стране осуждено 4 517 человек (в 2019 году осуждено 5 396 человек). За «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения» (ст. 264 ч. 3, 4 и 264 ч. 2 старой редакции) – 2 793 человек (в 2019 году осуждено 3 177 человек), а за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения (ст.264 ч. 5,6 и 264 ч. 3 старой редакции) – 388 человек (в 2019 году осуждено 493 человек).
– Если смотреть в динамике, то мы видим, что количество лиц совершивших в состоянии опьянения ДТП, в которых погибли люди, растет, – отмечает Сергей Таланов.
По данным УМВД России по Ярославской области, с начала 2021 года в Ярославской области выявлено более 1,4 тыс. нетрезвых водителей, из которых свыше 100 – находились в состоянии наркотического опьянения. По вине нетрезвых водителей произошло 43 ДТП, в которых погибли четыре человека, еще 57 получили травмы.
Ученые-девиантологи давно доказали, что остановить рост преступлений (девиации) за счет только ужесточения наказания очень сложно, преступника останавливает не жесткость, а неотвратимость наказания, поясняет собеседник «Градньюз». «Но в целом правильно, что ужесточают ответственность. Есть разные варианты: можно, например, внести поправки, чтобы за однократное вождение транспортным средством давали пожизненное лишение водительских прав и направление в исправительную колонию на 10 лет. Вариантов много», – рассуждает эксперт.
Многие водители, совершившие ДТП в состоянии опьянения, пытаются оправдать свои действия тем, что в настоящее время много факторов, способствующих алкоголизации, а именно: стрессы, депрессии, фрустрации и т. п. Другие водители говорят, что в России соответствующая культура питья. Девианты (преступники), как правило, пытаются оправдать себя и свои действия.
Чтобы остановить гибель людей в ДТП по вине пьяных водителей, необходим комплекс мер, уверен Таланов. В частности, помимо неотвратимости и жесткости наказания необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, создавать условия для занятия спортом, вовлечение в социально полезную деятельность и т. д.
Для того, чтобы не возникало ситуаций, при которых человек управляет транспортным средством в состоянии опьянения (наркотического, токсического, алкогольного), необходимо, во-первых, повысить эффективность всех этапов профилактики алкоголизма, говорит Таланов, во-вторых, ужесточить уголовную ответственность за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а в-третьих, повысить эффективность деятельности специальных служб по выявлению данной категории лиц, то есть создать условия для неотвратимости наказания.
Кстати, исследование, проведенное группой социологов с кафедры политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского в 2017 году выявило, что у значительной части жителей Ярославля фрагментарные представления об основных признаках алкоголизма, соответственно, они не могут диагностировать у себя алкогольную зависимость и выработать стратегию лечения от нее. Кроме того, было установлено, что значительная часть молодых ребят любит выпивать спиртное в компании. Только 12% юношей и 28% девушек не употребляют спиртные напитки с товарищами. И это как раз говорит о необходимости профилактики.
А как вы считаете, что нужно сделать, чтобы остановить череду ДТП с участием водителей в состоянии алкогольного опьянения? Переходите к нам в Дзен и пишите свои комментарии!
Подписывайтесь на наш канал в Дзен и добавляйте нас в избранное в Яндекс.Новостях!