Виной всему затеянный мэром Ярославля Артёмом Молчановым передел рынка со сменой операторов питания. И пока городские власти считают ситуацию вполне спокойной, работники и родители готовятся писать обращение к губернатору области Михаилу Евраеву.
Напомним, что теперь помимо привычного «Комбината социального питания», обслуживавшего большую часть городских учреждений образования (а именно 88 школ и 150 детских садов), с 1 января текущего года занимается обеспечением питания детей уже несколько компаний. Случилось это потому, что департамент образования мэрии Ярославля изменил условия договоров – так, теперь именно на подрядчика, а не на школы ложится оплата за воду, свет и другие коммунальные ресурсы, и работать «Комбинату социального питания» стало просто невыгодно. Собственник «Комбината социального питания» Максим Вахруков, заявил, что честно работать в новых условиях не удастся, хотя и в целом с рынка уходить поставщик не собирается.
Готовыми к работе по новым правилам оказались ООО «Агрофирма-Ярославль» и ООО «Гамма». А 13 января стали известны итоги конкурса еще по 32 школам города, из них так же 22 отданы «Комбинату социального питания», а 10 – ООО «Военсервис». Учредителем последней компании, согласно открытым данным, является экс-депутат муниципалитета Ярославля Алексей Чернобровкин, а директором – женщина с той же фамилией.
— Есть разные подходы к организации детского питания. Стратегия заключается в том, чтобы брать все лучшее и трансформировать на будущее, — это единственное, что сообщил Артем Молчанов в ответ на вопрос о том, зачем был затеян передел рынка питания для школ и детских садов в Ярославле.
Несмотря на то, что учебные заведения буквально только начали работу после каникул, проблемы уже видны. 11 января мэр Ярославля Артем Молчанов поспешил навестить школы, чтобы проверить работу новых поставщиков. Визит в №№ 18 и 91 школы в сопровождении журналистов, представителей департамента образования, учеников и их родителей, разумеется, прошел вполне гладко.
Но проблемы все же обнаружились – уполномоченный по правам ребенка Михаил Крупин сообщил, что в первый же день после каникул в школе 59 не смогли организовать питание. То есть ребята пришли в школу, выяснилось, что кормить их нечем, и они отправились домой. Правда, по версии мэрии занятия не состоялись ввиду мороза.

Жалобы сыпятся и со стороны работников школ. Так, в 31 школе не выдавали полдники, со школой 41 представители поставщиков и вовсе не выходят на связь. В школах № 14 и 35 были задержки доставки продуктов, а готовят из того, что есть в наличии, а не по меню. Об аналогичных проблемах заявляют и в первой гимназии. В школе № 16 столы блюда сервируют учителя, потому что сотрудники кухни ушли после смени поставщика питания, а новая компания на смену никого не прислала. Хотя мэр Ярославля последний факт опроверг, несмотря на то, что в закрытых чатах об этом писали сами педагоги. «У всех поставщиков люди есть. Сбои связаны не с тем, что не нашли кухонных рабочих или тех, кто должны стоять на буфете. Все обеспечено в полном объеме», – заявил он.
Два дня назад относительно выявленных проблем высказалась уже прокуратура. Так, ведомство указало на нарушение “санитарно-эпидемиологического и иного законодательства при оказании соответствующих услуг, в том числе, связанных с отсутствием необходимого оборудования, посуды”. Не понравились прокуратуре и проводимые конкурсные процедуры – они были организованы таким образом, что возникла необходимость заключения контрактов с единственными поставщиками. Представление направлено мэру Ярославля, идет административное производство.
Стоит сказать, что «Комбината социального питания» привозил в школы продукты и полуфабрикаты с комбината, а после их нужно было просто разогреть. Новые же подрядчики, о которых мэр Ярославля Артем Молчанов отозвался как о «опытных в своей сфере и хорошо известных в городе», насколько стало известно «Градньюз», хотят попробовать свои силы в обустройстве кухонь прямо в школах, для чего нужно, как минимум, набрать персонал. Сейчас «Агрофирма-Ярославль» занимается питанием в 38 школах, а компания «Гамма» — в 20, распределили между ними и садики, которые более не обслуживает старый подрядчик. Остались и школы, по которым поиск поставщиков продолжается – 8 лотов по 10-13 школ в каждом. Каждый контракт (лот) – 22-32 миллиона рублей. Однако договоры пока не долгосрочные, на месяц. Далее требуется заключить договоры, которые будут действовать с 1 февраля по 31 мая 2023 года.
– Большая часть школ в Ярославле, да и, собственно, во всей России, спроектированных еще во времена СССР, не может создать у себя полноценную кухню – она просто не будет соответствовать нормам СанПин, – говорит председатель правления Ассоциации социального питания Андрей Плышевский.
В школах, по его словам, есть доготовочные пищеблоки, которые подразумевают, что поставщик привозит приготовленные на комбинате полуфабрикаты, и их нужно лишь доготовить, провести тепловую обработку. И материально-технической базы учебных заведений просто не хватит для того, чтобы оборудовать кухни. Важен вопрос безопасности, и, отмечает собеседник «Градньюз», в Ярослаской области, в одной из немногих по стране помимо, например, Ульяновской и Волгоградской областей, до настоящего момента действовала простая и надежная схема, при которой крупный поставщик, имеющий мощности для изготовления качественных полуфабрикатов в значительных объемах, обеспечивал всех едой. И любые эксперименты здесь чреваты неприятными, а, возможно, и опасными последствиями.
– На сегодняшний день ситуация по Ярославлю складывается не совсем понятная. Я полагаю, все изменения на рынки произошли не просто так – был применен административный ресурс. И главная цель муниципалитета в данном случае – «отщипнуть» немного федеральных денег, – говорит Плышевский. – Возьмем для примера Костромскую область – всего 70 км от Ярославля. Там индикативная стоимость питания – чуть более 100 рублей. Из них 70 рублей или чуть более тратится непосредственно на порцию еды (средства выделяются из федерального бюджета), а остальное – оплата работникам пищеблока (из муниципального бюджета). Причем сюда даже не включена амортизация оборудования и т.д. А в Ярославле муниципалитет хочет в 75 рублей впихнуть все возможные расходы, перевесить их на подрядчика, хотя изначально они должны быть заложены в бюджете города. Операторы будут пытаться экономить на всем. Получается, и родители школьников, которые платят из своего кармана (средняя и старшая школа и те, у кого нет льгот) также будут давать деньги не только непосредственно на порцию еды, но и на то, что должно быть обеспечено муниципалитетом.
По его словам, изменения требуются, однако для их реализации требуются крупные профессиональные операторы, готовые к серьезным инвестициям. А, согласно данным Rusprofile.ru, выручка «Агрофирмы-Ярославль» за 2021 год составила всего 213 миллионов рублей, а прибыль – 2,5 миллионов рублей, что вряд ли можно назвать серьезным оборотом.
Вопросы есть и к штату, продолжает Плышевский, – где те компании, которые не имеют собственных комбинатов, хотят готовить еду и где они возьмут необходимое количество людей? В сфере приготовления пищи и так кадровый дефицит на уровне 20%, да и на 1-3 месяца отрываться от основной работы хороший сотрудник не будет. А компании, изъявившие желание обеспечивать детей едой, изначально имеют, согласно официальной информации, иногда штат меньше 10 человек.
Эксперт сферы общественного питания в приватной беседе с «Градньюз» пояснил, что чаще всего схемы, подобные реализуемой сейчас в Ярославле, когда внезапно проверенный поставщик заменяется малопонятными подрядчиками, чаще всего имеет коррупционную составляющую.
Заместитель председателя Ярославской областной Думы Антон Капралов относительно изменений в системе детского питания высказывается осторожно. «Держим руку на пульсе, думаю, месяца будет вполне достаточно, чтобы понять, справляются ли поставщики со своей задачей. Конкуренция – безусловно, хорошо, однако она должна быть честной и не должно страдать качество услуг в попытках снизить их стоимость», – отмечает он. Он так же добавил, что, по его мнению, нежелательно экспериментировать в такой сфере, как питание. «Это же здоровье детей. Но мы должны руководствоваться нормами права, и сейчас на законных основания департамент образования реализует свое право на выбор подрядчиков, соответствующих определенным требованиям. Наша задача – следить за тем, как выбранные для исполнения контрактов компании справляются с работой», – говорит Капралов.
Остается надеяться, что и городские власти обратят внимание на возникающие трудности и не будут продлять контракты с операторами, откровенно не подходящими для обеспечения питания детей.
Фото: архив Градньюз, фотосток