Жалобы на работу общественного транспорта поступают практически каждый день: нарушение графика, хамство водителей и кондукторов, отсутствие пандусов в автобусах. “Транспорт у нас в Костроме просто умирает”, – пишет пользовательница в одном из местных пабликов. В интервью (опубликовано в группе “Сковородка Кострома“) представитель Ассоциации перевозчиков г. Костромы Светлана Веселова попыталась раскрыть позицию перевозчиков, представить их взгляд на ситуацию.
В целом, перевозчики проблем не скрывают, но поясняют, что контракты на обслуживание пассажиров становятся настолько не выгодными, что они готовы уйти в другие сферы деятельности. К тому же в автотранспортных предприятиях элементарно не хватает водителей, они уходят туда, где платят больше и не так тяжело морально. Потому недостаток кадров на маршрутах достигает 40%.”Все жалобы оправданы”, – тем не менее заявляет Светлана Веселова, говоря о самых острых моментах, на которые обращают внимание жители.
В 2001 году Костромскую область обслуживали почти 100 перевозчиков. Спустя 20 лет их осталось 11. По словам Светланы Веселовой, которая давно работает в этом бизнесе, если раньше всё дело было в конкуренции, то сейчас обслуживание маршрутов убыточно для предпринимателей. Тариф в 23 рубля не меняли три года. За это время дизтопливо подорожало на 30%, метан на 90%, пропан на 70%, дороже стали запчасти, выросли зарплаты у водителей. И установленная цена на проезд в результате себя съела.
Слухи о том, что перевозчики требуют поднять стоимость до 40-50 рублей, Светлана Веселова считает безосновательными. По ее подсчетам, достаточно и 25 рублей, чтобы иметь возможность собрать средства на покупку новых автобусов по лизингу.
“…Очень мне не верится, что это невыгодный бизнес и подорожание бензина на 2 рубля (т.е. меньше 5 %) не компенсируется подорожанием проезда на 3 рубля (15%). Может стали немногим меньше получать… Но в период пандемии, в отличие от них, кто-то вообще лишился дохода, но восстановились”, – комментирует один из пользователей сети.
То, что состояние автобусного транспорта не поддается критике, перевозчик признает. И поясняет, что покупать новый пока не за что. Пять лет назад федеральный закон обязал на каждый маршрут купить автобус с пандусом для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. За это время на маршрутах, которые обслуживает предприниматель Веселова, никто этой услугой не воспользовался. Уже тогда, покупая дорогие автобусы для особой категории льготников, перевозчики предлагали эти средства направить на приобретения нескольких социальных такси, но на это местные власти не пошли. Также нерешённым до конца остается вопрос о компенсации за перевозку льготного контингента. Потому вместо полноценных 23 рублей у перевозчика остается намного меньше.
Новый виток проблем в костромском транспорте, по прогнозам Веселовой, начнется с внедрением безналичной оплаты. Вход в автобус через одну дверь создаст очереди, может привести к нарушению графику и большому числу недовольных пассажиров. К тому же валидатор тоже «откусил» от стоимости билета. За обслуживание приборов операторы снимают по 1 рублю 08 копеек за каждый «пик».
Костромичи же в социальных сетях просят убрать частных перевозчиков и возродить транспортные МП с тем, чтобы вместо маленьких микроавтобусов, разбивающих дороги, на маршруты вышли комфортные и вместительные автобусы. И все финансовые вопросы по работе общественного транспорта были бы подконтрольны местным властям.
Работать в условиях безденежья, на старых машинах костромским автопредприятиям тяжело, сетует Веселова. Но прихода на этот рынок конкурентов из соседних регионов они не боятся. Поясняют, всё равно им придётся искать кадры среди костромичей, а дефицит водителей и кондукторов огромен. Потому готовы уйти и освободить дорогу “варягам”, хотя и не исключают нового витка транспортных проблем из-за этого.