Возвращение обязательной школьной формы, согласно опросам ВЦИОМ, поддерживают 72% россиян. Показатель за четыре года уменьшился на 10%. Однако вопрос о введении школьной формы вновь становится актуальным – он был вынесен на обсуждение в Госдуме уже в ближайшее время, пишет «Парламентская газета».
Вопрос школьной формы весьма неоднозначный, рассказал «Градньюз социолог, руководитель Ярославского регионального отделения Российского общества социологов, Сергей Таланов.
– Смысл системы образования заключается не только в том, чтобы подготовить человека к последующей профессиональной деятельности, но и в том, чтобы он был интегрирован в социальную систему, прошел процесс социализации и в результате, стал достойным членом общества, то есть хорошим человеком, – говорит эксперт. – Разные экономические и политические системы предъявляют разные требования к трудовым ресурсам, соответственно система образования должна удовлетворять эти запросы со стороны государственных и коммерческих структур. К примеру, если требовалось подготовить дисциплинированных работников, лояльных к организации, то система образования, в частности, через школьную форму, стремилась дисциплинировать учеников, учителя, при этом уделяя пристальное внимание трудовому воспитанию, дисциплине. Система образования не может быть сама по себе – она всегда выполняет заказ государства и общества.
Сейчас же, по словам Таланова, тенденции, наблюдаемые в сфере образования следующие: вариативность, цифровизация, доступность, демократичность и ряд других направлений. Работодатели сейчас все больше склоняются к тому, что надо платить не за работу, как процесс, а за результат. Им не нужны просто лояльные работники, которые не опаздывают, соблюдают трудовой распорядок, задерживаются после работы. Большинству работодателей нужны креативные работники, умеющие проявлять инициативу, принимать быстрые решения, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации.
– Считаю, что школьная форма, безусловно, имеет ряд плюсов. Поскольку система образования не только выполняет заказ государства, но и компенсирует, сглаживает недостатки в обществе, – отмечает социолог.
Хотя, продолжает Таланов, в ситуации, когда есть социально незащищенные категории населения в обществе, школьная форма способна, если она приобретается за счёт государства, сгладить существующее социальное неравенство, хотя бы частично, зрительно, так как все ходят в одинаковой одежде.
Хотя, скорее всего, если ввести форму, то богатые её будут заказывать в ателье из дорогих материалов. И все же, в данном случае, форма это плюс. Кроме того, школа призвана не только учить, но и воспитывать. А введение формы позволяет дисциплинировать учеников. Есть и другие плюсы, всегда знаешь, что завтра можно и даже нужно надеть школьную форму.
– Есть, безусловно, минусы. Форма не позволяет подчёркивать индивидуальность учащегося, чаще всего она не модная и не удобная. Вместе с тем, я поддерживаю решение министра просвещения РФ, что родители, ученики и учителя, должны сами решить вводить или не вводить школьную форму. Этот вопрос всегда будет дискуссионным, так как периодически задачи школы и учителей будут меняться, так как будет меняться экономика. Новые вызовы в экономике порождают внешние и внутренние изменения в образовательной системе, – подытоживает Таланов.