Ярославскую и близлежащие области давно «сватают» в одну агломерацию. После недавнего заявления председателя правительства РФ Марата Хуснуллина о том, что в стране слишком много субъектов, что влечет за собой административные и иные проблемы, следовательно, и есть смысл задуматься об объединении регионов, обсуждать тему стали еще активнее. О возможных сценариях объединения Ярославской и других областей рассказывал «Градньюз» политолог Арсен Шаяхметов.
А недавно в ТАСС прошла конференция, посвященная вопросу построения так называемых «синурбических треугольников» из близко расположенных друг к другу городов, Ярославля, Костромы и Иваново. Последние находятся от Ярославля примерно на одном расстоянии, около 80 километров, и связаны железнодорожными путями. И непривлекательные по отдельности, «слитые» в «треугольник» они могут стать более привлекательными для крупных компаний и жителей, если продолжить улучшать инфраструктуру. Обучаться и работать в теории можно в одном городе, а жить при этом – в другом.
Действительно ли можно связать города и регионы, в перспективе улучшив их социально-экономические показатели? Предложения урбанистов об упрощении коммуникации между городами правильные и вполне логичные, но механизмы, предложенные для ее реализации, не позволят достичь желаемого, уверен старший научный сотрудник Центр исследования адаптационных процессов в меняющемся обществе институт социологии Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН (Москва) Сергей Таланов.
– Тот же поезд «Ласточка» между Рыбинском и Ярославлем коренным образом ситуацию не изменил. Есть аналогичные поезда Иваново-Ярославль и Кострома- Ярославль. Но кто может не вахтовым методом, а каждый день ездить из Рыбинска в Ярославль и обратно на работу? Это какая зарплата должна быть в Ярославле, если примерно от 420-600 рублей составляют расходы только на дорогу в день? Плюс расходы на питание вне дома (хотя бы 200 руб.). Итого в день около 800 руб. При средней заработной плате около 40 тыс. рублей и 26 рабочих днях такие суммы обременительны. При этом человек не робот, чтобы все время контролировать жестко свои расходы, соответственно, и расходы будут реально выше (платный туалет, кофе, ужин и т.д.). Да и если домой приезжать только поспать, в чем смысл? – комментирует эксперт.
То есть повысить скорость перемещения с помощью «Ласточки» получится, но пользоваться этим будут разве что те, кто хочет погулять в выходные, посетить друзей или записаться на прием ко врачу.
– Если мы действительно желаем повысить мобильность населения, особенно экономически активного, то цена на билет в поезде «Ласточка» должна быть рублей 20, не больше. А компенсировать должны либо РЖД за счет товарных перевозок (регионы не все могут, по данным Минфина, каждый третий регион России закончил 2019 год с дефицитом бюджета) или государственный бюджет, в который необходимо заложить на это расходы, – поясняет Сергей Таланов.
Если говорить об образовательной мобильности, то студенты смотрят, скорее, на наличие бюджетных мест в вузе, направления обучения и т.п., есть общежитие у вуза, их интересует также развитость инфраструктуры в городе, качество и уровень жизни.
Валовой региональный продукт у трех регионов разный, качество жизни в областных центрах этих трех субъектов федерации существенно отличается. Ярославль более привлекателен, чем Кострома и Иваново, отмечает социолог.
– Понятно, что надо сделать коммуникацию между городами (регионами) доступнее, но это надо тогда либо зарплаты в разы повысить, либо цены в десятки раз на проезд понизить. Это касается и перемещения на самолете. Страна самая большая по территории, и нужно серьезно развивать инфраструктуру и сокращать расходы на перемещение, а это только пока под силу федеральному бюджету, который может компенсировать эти расходы перевозчику, – заключает Таланов.